|
|
Анекдоты на разные темы |
|
В Тбилиси проходила конференция на тему "Оптимизм советской литературы""". Было множество выступающих. В том числе Наровчатов, который говорил про оптимизм советской литературы. Вслед за ним поднялся на трибуну грузинский литературовед Кемоклидзе: - Вопрос предыдущему оратору: - Пожалуйста. - Я относительно Байрона. Он был молодой? - Что? - удивился Наровчатов. - Байрон? Джордж Байрон? Да, он погиб сравнительно молодым человеком. А что? - Ничего особенного. Еще один вопрос про Байрона. Он был красивый? - Кто, Байрон? Да, Байрон, как известно, обладал весьма эффектной наружностью. А что? В чем дело? - Да, так. Еще один вопрос. Он был зажиточный? - Кто, Байрон? Ну, разумеется. Он был лорд. У него был замок. Он был вполне зажиточный. И даже богатый. Это общеизвестно. - И последний вопрос. Он был талантливый? - Байрон? Джордж Байрон? Байрон - величайший поэт Англии! Я не понимаю в чем дело?! - Сейчас поймешь. Вот смотри. Джордж Байрон! Он был молодой, красивый, богатый и талантливый. Он был - пессимист! А ты - старый, нищий, уродливый и бездарный! И ты - оптимист! В Ленинграде есть комиссия по работе с молодыми авторами. Вызвали на заседание этой комиссии моего приятеля и спрашивают: - Как вым помочь? Что нужно сделать? Что нужно сделать в первую очередь? Приятель ответил грассируя: - В пегвую очегедь? Отгезать мосты, захватить телефон и почтамт!.. Члены комиссии вздрогнули и переглянулись. Марамзин говорил: - Если дать рукописи Брежневу, он скажет: "Мне-то нравится. А вот что подумают наверху?!.." У меня был родственник - Аптекман. И вот он тяжело заболел. Его увозила в больницу "скорая помощь". Он сказал врачу: - Доктор, вы фронтовик? - Да, я фронтовик. - Могу я о чем-то спросить вас как фронтовик фронтовика? - Конечно. - Долго ли я пролежу в больнице? Врач ответил: - При благоприятном стечении обятоятельств - месяц. - А при неблагоприятном, - спросил Аптекман, - как я догадываюсь, значительно меньше? У директора Ленфильма Киселева был излюбленный собирательный образ. А имнно - Дунька Распердяева. Если директор был недоволен кем-то из сотрудников Ленфильма, он говорил: - Ты ведешь себя как Дунька Распердяева... Или: - Монтаж плохой. Дунька Распердяева и та смонтировала бббы лучше... Или: - На кого расчитан фильм? На Дуньку Распердяеву?!.. И так далее... Как-то раз на Ленфильм приехала Фурцева. Шло собрание в актовом зале. Киселев произносил речь. В этой речи были нотки самокритики. В частности, директор сказал: - У нас еше много пустых, бессодержательных картин. Например, "Человек ниоткуда". Можно подумать, что его снимала Дунька... И тут директор запнулся. В президиуме сидит министр культуры Фурцева. Звучит не очень-то прилично. Кроме всего прочего - дама. И тут вдруг - Дунька Распердяева. Звучит не очень-то прилично. Киселев решил смягчить формулировку. Можно подумать, что его снимала Дунька... Раздолбаева, _ закончил он. И тут долетел из рядов чей-то бесхитростный возглас: - А что, товарищ Киселев, никак Дунька Распердяева замуж вышла?! Случилось это в Пушкинских Горах. Шел я мимо почтового отделения. Слышу женский голос - барышня разговаривает по междугородному телефону: - Клара! Ты меня слышишь?! Ехать не советую! Тут абсолютно нет мужиков! Многие дувушки уезжают так и не отдохнув! Указ: "За успехи в деле многократного награждения товарища Брежнева орденом Ленина наградить орден Ленина - орденом Ленина!" Самое большое несчастье моей жизни - гибель Анны Карениной! Бегаю по инстанциям. Собираю документы. На каком-то этапе попадается мне абсолютно бестолковая старуха. Кого-то временно замещает. Об эмиграции слышит впервые. Брезгливый испуг на лице. Я ей что-то объясняю, втолковываю. Ссылаюсь на правила ОВИРа. ОВИР, мол, требует, ОВИР настаивает. ОВИР считает целесообразным...Наконец получаю требуемую бумагу. Выхожу на лестницу. Перечитываю. Все по форме. Традиционный канцелярский финал: "Справка дана /Ф.И.О./ выезжаюшему..." И неожиданная концовка: "...на постоянное место жительства - в ОВИР". Самолет приближался к Нью-Йорку. Из репродуктороа доносилось: "Идем на посадку. Застегните ремни!" Пассажир обратился к жене: - Идем на посадку. Шестилетняя девочка обернулась к матери. - Мама! Они все идут на посадку! А мы? Был у меня в Одессе знакомый поэт и спортсмен Леня Мак. И вот он решил бежать за границу. Переплыть Черное море и сдаться турецкому командыванию. Мак очень серьезно готовился к побегу. Купил презервативы. Наполнил их шоколадом. Взял грелку с питьевой водой. И вот приходит он на берег моря. Снимает футболку и джинсы. Плывет. Удаляется от берега. Милю проплыл, вторую... Потом мне рассказывал: - Я вдруг подумал: джинсы жалко! Я ведь за них сто шестьдесят рублей уплатил. Хоть бы подарил кому-нибудь... Плыву и все об этом думаю. Наконец повернул обратно. А через год уехал по израильскому вызову. Загадка Фолкнера. Смесь красноречия и недоговоренности. Цинизм предполагает обшее наличие идеалов. Преступление общее наличие законов. Богохульство - общее наличие веры. И так далее. А что предполагает убожество? Ничего. В советских фильмах, я заметил, очень много лишнего шума. Радио орет, транспорт грохочет, дети плачут, собаки лают, воробьи чирикают. Не слышно, что там произносят герои. Довольно странное предрасположение к шуму. Что-то подобное я ощущал в ресторанах на Брайтоне. Где больше шума, там и собирается народ. Может, в шуме легче быть никем? Чем дольше я занимаюсь литературой, тем яснее ощущаю ее физиологическую подоплеку. Чтобы родить (младенца или книгу), надо прежде всего зачать. Еше раньше - сойтись, влюбиться. Чтоо такое вдохновение? Я думаю, оно гораздо ближе к влюбленности, чем принято считать. Рассуждения Гессе о Достоевском. Гессе считает, что все темное, бессознательное, неразборчивое и хаотическое - это Азия. Наоборот, самосознание, культура, ответственность, ясное разделение дозволенного и запрещенного - это Европа. Короче, бессознательное - это Азия, зло. А все сознательное - Европа и благо. Гессе был наивным человеком прошлого столетия. Ему и в голову не приходило, что зло может быть абсолютно сознательным. И даже - принципиальным. Всякая литературная материя делится на три сферы: 1. То, что автор хотел выразить. 2. То, что он сумел выразить. 3. То, что он выразил, сам этого не желая. Третья сфера - наиболее интересная. У Генри Миллера, например, самое захватывающее - драматический, выстраданный оптимизм. США: Все, что не запрещено - разрешено. СССР: Все, что не разрешено - запрещено. Рассказчик действует на уровне голоса и слуха. Прозаик на уровне сердца, ума и души. Писатель - на космическом уровне. Рассказчик говорит о том, как живут люди. Прозаик - о том, как должны жить люди. Писатель - о том, ради чего живут люди. Сильные чувства - безнациональны. Уже одно это говорит в пользу интернациональзма. Радость, горе, страх, болезнь - лишены национальной окраски. Не абсурдно ли звучит: "Он разрыдался как типичный немец". В Америке больше религиозных людей, чем у нас. При этом здешние верующие способны рассуждать о накопительстве. Или, допустим, о биржевых махинаациях. В России такого быть не может. Это потому, что наша религия всегда была облагорожена литературой. Западный верующий, причем истинно верующий, может быть эгоистом, делягой. Он не читал Достоевского. А если и читал, то не "жил им".
|
|
|